Министерство образования и науки Республики Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сакская гимназия имени Героя Советского Союза Григория Демидовича Завгороднего» города Саки Республики Крым Программа дополнительного образования по теоретическому и практическому курсу станковой композиции Направленность: художественная Срок реализации: 1 год Количество часов: 34 Вид программы: модифицированная Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 10-14 лет Составила: Тен Севиль Юсуповна Учитель изобразительного искусства 2022 г. № ТЕМА УПРАЖНЕНИЕ МАТЕРИАЛ ФОРМАТ КОЛ-ВО ЧАСОВ 1 Виды и жанры изобразительного искусства.Понятие основных жанра как составляющие остальных и самостоятельные понятия. Понятие композиции. Формат и его выразительные свойства.Определение форматов и основных осей напряжения .Правила заполнения формата. Симметрия и асимметрия. Понятие формы и массы. Нахождение осей симметрии. Поиск художественного образа. Создание эскизов по заданым ключевым понятиям, например : графический натюрморт, живописный пейзаж. Работа в разных форматах, работа с тремя осями напряжения: горизонтальной, вертикальной, диагональной. Работа на нахождение масс и соотношении их с осями симметрии. Монотипия, создание образа «героя» (портретная работа) создание образа среды, пейзажа. Задание на линию: единной неразрывной линией создается композиция. Задание на пятно: чернильная клякса растекается про помощи наклона бумаги и трубочек. Передача состояния движения: буря, спокойствие, равномерное движение. Работа с ритмом: создание композиций на Карандаш, акварель, др.материалы А4 2 Карандаш, акварель, др.материалы А4,А5 2 Карандаш, акварель, др.материалы А4 2 Акварель, стекло А4 2 Тушь, перо, чернила, трубочки. А4 2 Карандаш, акварель, др.материалы А4 4 2 3 4 5 Средства выразительности : линия , пятно, точка. 6 Ритм и движение. Понятие статики и динамики, понятие ритма: равномерный ритм, метрический( статический), динамический. Повторение осей напряжения формата и 7 8 сочетание их с ритмом. Замкнутость и открытость композиции, нахождение композиционных форм и их акценты. Анализ открытой и замкнутой композиции на примерах работ известных мастеров. Композиционный центр. Способы его выражения. Приемы его выделения. Соотношение осей формата с композиционными акцентами. Закон «золотого сечения». Передача равновесия в композиции. (правила композ.центра , зрительный центр ) расположение крупных пятен относительно геометрического центра и их цветотоноывая зависимость. 10 Соразмерность (архитектоника) предметов в композиции . Методы ее выражения. 9 11 Стилизация . Правила стилизации: основной цвет, характер формы , ассоциативные линии. разнообразный ритм. Выполнение композиций с использованием приемов раскрытия и замкнутости( например: пейзаж с неограниченными горизонтальными направлениямиоткрытая композиция) Сюжетная композиция на тему греческого мифа (например: Апполон и Дафна, яблоко раздора), использование приемов выделения композиционного центра. Выполнение аппликации из простых геометрических форм разного цвета Анализ привычных взгляду вещей. Задание : при помощи приемов архитектоники создать образ великана и лилипута. Стилизуем три формы: птицупятном, поросенка или корову – геометрическими Карандаш, акварель, др.материалы А4 2 Карандаш, акварель, др.материалы А4, А3 4 Цв. Бумага, А4,А3 клей,ножницы, линейка. Можн выполнить работу гуашью. 2 Карандаш, акварель, др.материалы А4,А3 2 Карандаш, акварель, тушь, перо, ручка, фломастеры. А4 2 формами, кошкулиниями. 12 Целостность и простота. Нахождение центра внимания и способы его выделения –тональные , цветовые , плановые . 13 Анализ художественного произведения. 14 Зачетное занятие по теории композиции. Композиция на тему «караван», «парад», «праздник». Использование правил. Разработка пиктограмм для обозначения определенных средств композиции, анализ произведений мастеров. Письменные и устные задания по всему курсу. Карандаш, акварель, др.материалы А4,А3 4 Репродукции, бумага , карандаш. А4 2 Карандаш, акварель, др.материалы А4, блокнот 2