Наставничество
В
условиях модернизации образования в России значительно возрастает роль
наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным
качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.
Сегодня
наставничество используют по своему основному профилю-профессиональное развитие
сотрудников. Однако оно имеет больше возможностей для применения, к примеру,
обеспечение связи поколений, передачи культурных традиций, повышение
сплочённости коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое.
Система
наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный
институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и
профессионального опыта.
Целевая модель наставничества разработана
в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная
активность», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего» и «Молодые
профессионалы» и Национального проекта «Образование» и регулирует отношения,
связанные с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах
Российской Федерации в сфере общего образования, среднего профессионального образования
и соответствующего дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках
полномочий Министерства просвещения России.
Целью
внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации
в современных условиях неопределённости.
Целью
также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте
от11до18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества.
Задачи реализации целевой
модели наставничества:
ü
улучшение показателей организаций в образовательной,
социокультурной, спортивной и других сферах;
ü
подготовка
обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности
в современном мире, отличительными особенностями которого
ü
являются нестабильность, неопределённость, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
ü
раскрытие
личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося,
поддержка индивидуальной образовательной траектории;
ü
создание
экологической среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение
числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
ü
формирование
открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации,
способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Структура
целевой модели наставничества включает в себя систему условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях. С точки зрения системы наставничества целевая модель представляет
собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих
реализацию наставничества и достижения планируемых результатов. С точки зрения
наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы
и роли участников, организующих эти этапы.
Ролевой
репертуар современного педагога-наставника.
Педагог-наставник:
• открытый новому опыту;
• интересный;
• с широким кругозором;
• активный;
• общительный;
• добрый;
• умный;
• креативный;
• позитивный;
• честный;
• справедливый;
• надежный и ответственный. А еще он:
• интересный собеседник;
• всегда готов выслушать и поддержать;
• внимательный к проблемам другого человека;
• знает, как выходить из спорных и трудных ситуаций;
• на него можно положиться;
• всегда выполняет свои обещания;
• готов поделиться своим опытом;
• имеет разнообразные хобби;
• успешный и состоявшийся в какой-либо области;
• имеет интересных друзей и знакомых из разных сфер жизни;
• готов регулярно общаться.
Какими
характеристиками должен обладать наставник?
Можно выделить несколько
критериев.
Критерий
1.
Наставник в первоначальном значении слова – мудрый советчик, пользующийся
доверием подопечного. У истоков успешной деятельности любого человека рядом с
ним обязательно находился кто-то, кто заботился о его росте и развитии. Этим
человеком может быть его наставник. Он представляет ролевую модель для
подопечного в корпоративном и квалификационном поведении.
Критерий
2.
Высокие жизненные ценности. Авторитет среди коллег.
Критерий
3.Тьютор,помощник.
Личное желание. Всем известно, что любое дело спорится, если у исполнителя есть
желание этим заниматься. Если наставничество воспринимается как дополнительная
нагрузка, тяжелое бремя, ничего хорошего из этого не получится.
Критерий
4.
Эксперт. Влиятельность. Наставник должен быть способен оказывать влияние на
всех участников процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться
авторитетом, как у руководства, так и в коллективе. Только тогда он получит
кредит доверия от своих партнеров по коммуникации.
Критерий
5.
Организатор. Ответственность и организованность. Как сказал известный
американский режиссер Том Маккарти: «Любое великое дело – вопрос организации.
Не гениальности, не вдохновения или полета фантазии, умения или хитрости, а
организации». Поэтому так важно, чтобы наставник в полной мере отвечал этому
критерию. Он должен нести ответственность не только за себя, но и за своего
подопечного. Тогда процесс наставничества не будет пущен на самотек, а станет
эффективным для обеих сторон. Быть наставником, значит обладать следующими
качествами: – уверенным в себе; – стрессоустойчивым; – коммуникабельным; –
толерантным; – ответственным; – пунктуальным; – лидером.
Критерий
6.Тренер.
В общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает бoльшим, чем у
подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим
опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль
наставника – это роль старшего друга.
Критерий
7.
Коуч-специалист, помогающий в постановке и достижении жизненных и
профессиональных целей.
Критерий
8. Ментор-опытный
советник, деятельность которого направлена на полное сопровождение протеже к
поставленной цели; обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд
со «стороны», может объединять роли преподавателя, коуча, консультанта,
тренера, психолога.
Критерий
9. Фасилитатор-человек,
помогающий понять общую цель и поддерживающий своего подопечного в его
достижениях, обеспечивает развитие коммуникации подопечного с коллегами,
способствует созданию продуктивного климата в коллективе учителей.
являются нестабильность, неопределённость, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
раскрытие личностного, творческого,
профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной
траектории;
создание экологической среды
для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся
в профессии педагогических кадров;
формирование открытого и эффективного
сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную
поддержку ее деятельности.
Структура целевой модели наставничества
включает в себя систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации
программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы наставничества
целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и
механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижения планируемых результатов.
С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации
программы и роли участников, организующих эти этапы.