Министерство образования и науки Республики Крым Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сакская гимназия имени Героя Советского Союза Григория Демидовича Завгороднего» города Саки Республики Крым Программа дополнительного образования «Театральный сундучок» Возраст детей 13-14 лет Срок реализации – 1 год Программу составила руководитель курса Скорупская Л.Ю. 2022г. Программа дополнительного образования в области искусства «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК» составлен в соответствии с нормативноправовыми документами: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерациии» от 29.12.2012№273-ФЗ; 2.Уставом МДОБУ № 12 от 13.12.2016 №832. 3.Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г №26 г Соль-Илецка «Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Цель программы: Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров(кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др) 2. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 3. Пополнять словарный запас дошкольников; 4. Приобщить детей к театральной культуре. 5. Обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмов, атрибутах, театральное терминологии. 6. Развит у детей интонационную выразительность речи. 7. Обучить детей выразительности жестов и мимики. 8. Развить артистические и исполнительские способности детей в процессе переживания и воплощения образа. 9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 10. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость, любовь и интерес к литературным произведениям и их героям. 11. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а так же поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 12. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей одного возраста, детей разного возраста и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей разного возраста, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.). Сроки и этапы реализации дополнительной общеразвивающей программы 1год (34 часа). Задачи 1.Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский) 2.Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 3.Пополнять словарный запас дошкольников; 4.Приобщить детей к театральной культуре. 5.Обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 6.Развивать у детей интонационную выразительность речи. 7.Обучить детей выразительности жестов и мимики. 8.Развивать артистические и исполнительские способности детей в процессе переживания и воплощения образа. 9.Воспитывать доброжелательное отношение друг другу. 10.Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость, любовь и интерес к литературным произведениям и их героям; 11.Создать условия для развития творческой активности детей, учавствующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 12.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей одного возраста, детей разного возраста и взрослых(постановка совместных спектаклей с участием детей разного возраста, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр) I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка «Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игранеиссякаемый источник творчества.» Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разннообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художествеено-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а так же творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Занятия таетральной деятельности помагают развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности,систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностейребенка, раскрепощению и повышению самооценки.Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает Ему продемонстрировать товарищам своюю позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.Дети становяться более раскрепощенными, общительными; они учаться четко сформулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира( людей, культурных ценностей, пророды), которе, развиваясь паралельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.Ребенок начинает чувствовать, что логика- это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учиться уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности «Театральный сундучок», даллее программа, составлена с учетом основных принципов и подходов, возрастных особенностей детей. Программа по театрализовонной деятельности детей 5-6 лет реализуется постердством технологий программы М.Д. Махаевой «Театрализованные занятия в дестком саду» с элем ентами программы « Театр – творчество – дети» Сорокиной. Направленность программы: Данная программа направленна на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а так же в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумавании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении какой-то позновательной проблемы, но в то же время уважения к коллективу, умении идти на компромиссы – важные моменты этой программы. Новизна программы: В дошкольном возрасте дести подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими людьмирассказ, рисунок, образ. Данная программа направленна на развитие у детейсамостоятельности в художественом творчестве, активности. В ходе овладении программы дети должны придумывать игры, сазкасы, рассказы, сценярии, по-своему передвать сценический образ. Не копировать чужое, а самому созавать, фвнтазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие видыдеятельности: познавательную, художественно-эстетическую, комуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – по своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других. В программе систематизированы средства и методы театральноигровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Реализуются задачи ориентирования на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Воспитание потребностей духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – все это и делает программу актуальной на сегодняшний день. Актуальность программы: В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи – это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Что бы преодолеть эти проблемы , нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой – то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. А самой благодарной почвы для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть. Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия сценическим искусством не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного. Программа работы по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Педагогическая целесообразность; Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоциональночувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает обучающимся постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Занятие в коллективе способствуют повышению самооценки дошкольников. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В основе Программы заложены следующие основные принципы: 1. Построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субьектом образования; 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений; Поддержка инициативы ребенка, уважение к его личности; Сотрудничества с семьей и обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дополнительного образования Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах театральной деятельности; Возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований , методов возрасту и особенностям развития); Воспитывающего обучения: руководитель в процессе обучения одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка Постепенности , последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; .постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Наглядности: в процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая и зрительная наглядность, конкретное слуховое восприятие звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности –это образец исполнения педагогом. 10)прочности : выученные детьми танцы через некоторое время забываются, если их систематически не повторять .Закрепление репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. В программе учитываются следующие подходы: 1. Личностно –ориентированный подход- ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи- помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения 2. Деятельностный подход- предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен и активен не менее взрослого 3)системный подход –это организация образовательного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. 4) индивидуальный подход- выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. 1.1.3.Значимые характиристики.Возрастные и индивидуальный особенности детей 5 -го-6 –года жизни. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими изменениями.Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами. Поэтому в Программе учитываются и возрастные и психические особенности детей. Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. 2.3. Этапы работы над спектаклем. 1 этарп – выбор пьесы и обсуждение с детьми. 2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ из детьми. 3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4 этап – поиск музыкально-плпстического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций. 5 этап –репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением.Работа над выразительностью речи. 6 этап –репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций. 7 этап- премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны. 8 этап-обсуждение инсцинировки с педагогами, родителями, а главное с детьми. Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. 9 этап, заключительный-это повторные показы спектакля(инсценировки).Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же.Этого можно избежать, если играть спектакль в разных сосотавах. И здесь задача педагога- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не поражать другим исполнителям.Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать( стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись) 2.4. Этапы работы над ролью: 1. Развитие эмоциональной сферы: -графическое изображение различных эмоций - игры на мимическое изображение эмоций -игры на интанационное звукоподражание в различных эмоциональных состояниях. 2. Работа над образом. 3. Разыгрывание сюжета в различных видах театра. 2.5.Методы и приемы работы на занятиях: 2.6. Взаимодействие с родителями: Родители оказывают помощь в изготовление атрибутов,костюмов к праздникам; учавствуют в качестве персонажей . Беседы с родителями , их участие в занятиях помогают и дома закреплять знания и навыки , полученные детьми и , тем самым, достич желаемых нами результатов. 3.4. Литература 1. Штанько И. В. «Художественно-0эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС», М:УЦ «Перспектива», 2015. 2. Дерягина Л.Б. «Тетрализовагнаая деятельность», СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. 3. Князева Л.Ю. «Имповизируем в игре, поем, ставим мпектакль», М.: «ВАКО», 2016. 4. Судакова Е.А. «Времена гора», СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015. 5. И. Куплунова, И. Новоскольцева «Ладушки», СПб: НЕВСКАЯ НОТА, 2015. Дополнительная литература. 6. Маханева М.Д. «Татрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2003. 7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей), СПб., 2002. 8. Артемова Л.В. «Тетрализованные игры дошкольников», М.: Просвещение, 1991. 9. Касатина Е.И., Реутская Н.А. и др. «Тетрализованные игры в дестком саду», Издательство ВИРО, 2000. 10. А.Е. Антипина «Тетрализованная деятельность в детском саду» М.: Просвещение, 2003. 11. Блохина Л.А. «Начинаем наш концерт», Я.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2003. Приложение 1 Учебно-тематический план. № Виды деятельности 1. Знакомство с театром. 2. Снятие мышечного напряжения и раскрепощения детей. Знакомство с основами кукольного театра . 3. 4. Распознавание и изображение эмоций 5 Освоение пантомимических навыков Тема занятий Здравствуй театр. Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с профессиями костюмера и гримера. Творческие упражнения. Пальчиковый треннинг. «Расскажи стихи руками». Знакомство с пальчиковыми куклами. Знакомство с пальчиковым ходячим театром. Обучение способам владения пальчиковыми куклами. Знакомство с куклоймарионеткой. Обучение способам владения куклами-марионетками. Этюды на сопоставление эмоций. Этюды на выражение основных эмоций. Знакомство с пиктограммами. Нарисуй и скажи. Наши эмоции. Голосовые интонации. Упражнение для развития пластики рук. Развитие выразительной мимики.игра-пантомима «Шепот и шорох». Количество часов 6 8 6 Совершенствование художественнообразных выразительных умений 7. Развитие интонационной выразительности речи 8. Драматизация литературных произведений Загадки без слов. Отгадай кто (что) мы? Попробуем изменится. Игралочка. Нарисуй и скажи. Игра с воображаемым предметом. Развитие пластической выразительности при создании образа. В гостях у дедушки Молчка. Театральные этюды. Творческие задания на сценической площадке. Ролевая гимнастика у зеркала. Этюды на выразительность жеста. Немой диалог. Продолжить разыгрывать театральные этюды. Тетрализованные импровизации. У зеркала. Интонационно выразительное проговаривание фразы. Веселые превращения. Договорим то, что не придумал автор. Разыгрование мини-сценки. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Сочиняем стихи. Разговор по телефону. Разыгрование мини-сценок. Инсценировка стихотварения Степанова «Веселое превращения». Инсценировка р.н. сказки «Морозко». Драматизация сказки Чуйковского «Айболит и воробей». 6 6 9. Знакомство с произведениями худ. литературы 10. Подготовка инсценировок, постановок 11. Участие детей постановках в Разыгрование по ролям сказки «Рак бездельник». Инсценирование стих. «Надин сон». Драматизация сказки Сладкова «Медведь и солнце». Выразительное чтение с элементами драматизации по стих. Чуковского «Телефон». Инсценировка «Кузнечик» А.Ануктина. Разыгрывание по роля «Киска» И Жукова. Знакомство со сказкой Чуковского «Айболит и воробей». Знакомство со стих. Сладкова «Медведь и солнце". Знакомство со стих «Надин сон». Знакомство со сказкой Осеевой «Добрая хозяюшка». Знакомство со сказкой «Коза дереза». Подготовка инсценировка р.н. с. «Морозко». Знакомство со сценариями спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Подготовка инсценировки стихотворения «Надин сон». Кукольный спектакль «Красная шапочка и добрый Волк». Показ театра игрушек «как собака друга искала». Показ спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Театр игрушке по сказке Осеевой «Добрая хозяюшка». 10 17 10 Показ кукольного спектакля «Коза-дереза». ИТОГО