Методические рекомендации, ориентированные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся по направлениям (креативное мышление, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность)

20.10.2023


 

Памятка по креативному мышлению:

 

Задания на деятельность должны отличаться от ежедневных заданий, на которых слушатели учатся во время занятий; скорее он представляет собой суммирующие задания, обобщающие отдельные аспекты знаний, пройденными слушателями во время всего курса.

Чтобы аудитория не заскучала, постарайтесь менять вид деятельности не реже одного раза в 15 минут. Чтобы обучающиеся успевали рефлексировать, не стоит менять методики чаще, чем один раз в десять минут. Фиксируем время в сценарии:

Начало: 15% общего времени. Знакомство, контракт, целеполагание.

Суть: 70% общего времени. Актуализация, формирование знаний, формирование умений.

Финал: 15% общего времени. Закрепление пройденного, подведение итогов, проверка знаний. Если вы не проговорили цели и ожидания, ученики могут уйти разочарованными, потому что хотели от занятия ответов на свои вопросы, которые не получили. Если будет упущен пункт актуализации, ученики не осознают, что эта тема важна для них и почему.

 

Считается, что ученики поняли материал, если они:

·        могут         объяснить  понятие      своими       словами, научить         другого, подтвердить       и аргументировать свои слова.

·        могут интерпретировать данные, текст и опыт через аналогии, схемы, модели.

·        применяют материал в новой ситуации (используют и адаптируют).

·        видят перспективу — способны описать более общую картину и другие точки зрения.

·        выказывают эмпатию, могут поставить себя на место другого.

·        способны к метакогнитивной оценке себя, используют продуктивные привычки ума и готовы к рефлексии процесса обучения и опыта.

 

Не все шесть критериев используются одновременно: для разных областей знаний нужны свои сочетания критериев.

 

Памятка по читательской грамотности:

 

Тенденции конструирования учебных заданий по читательской грамотности:

·        изменение целевых установок (переход от формирования и оценивания предметных достижений к исследованию функциональной грамотности);

·        изменение концептуальных рамок заданий (увеличение доли контекстных заданий); изменение в технологиях проведения (уход от бумажных носителей со всеми вытекающими последствиями);

·        изменение подходов в оценивании (отказ от понятий «верный ответ» или «неверный ответ»); возможность для последующей интерпретационной работы педагога.

 

Памятка по математической грамотности:

 

Рекомендации по развитию математического мышления:Хочу такой сайт

·        для развития математического мышления полезно заниматься развитием логики и как можно больше работать с цифрами;

·        на уроках  выполняйте         специальные       задачи        и упражнения     на логику, играйте в математические игры, решайте головоломки;

·        используйте на этапе закрепления материала задания из общей базы заданий на математическую грамотность.

   

Памятка по финансовой грамотности

Помните, что финансовая грамотность включает в себя (но не ограничивается) следующее:

·        Планирование средств для грамотного их распределения и траты.

·        Сотрудничество с финансовыми учреждениями: онлайн-уроки, дол-игра, олимпиады по финграмотности при поддержке Банка России.

·        Знание о том, как организовать пассивный доход.

·        Знания об инвестициях.

·        Знания об инфляции.

   

Памятка по естественнонаучной грамотности

 

Запомните основные компетенции, составляющие естественнонаучную грамотность:

·        понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания);

·        умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;

·        умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.

 

В соответствии с этими тремя основными компетенциями можно выделить три типа заданий. Эти типы можно подвести под рубрики, названия которых, формулируются на доступном школьникам языке и содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.

Например, одна из рубрик может называться «Как узнать?». Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, т.е. способам получения научных знаний.

Рубрика «Попробуй объяснить» соответствует тому типу заданий, которые формируют умения объяснять (в т.ч. с использованием моделей) и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов. Это вторая из компетенций, определяющих естественнонаучную грамотность.

Рубрика «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.05.2024

Дата обновления: 09.05.2024

Дата публикации: 20.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».