Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим
объединением учителей
начальных классов и
воспитателей ГПД
(протокол от 29.08.2021 г. № 1)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя
Советского Союза Г. Д.
Завгороднего»
______________Л.Н. Салиева
30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского
Союза Г. Д. Завгороднего»
от 31.08.2022 г. № 353
ПРОГРАММА
Предмет
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Уровень изучения предмета
базовый
Уровень образования (класс)
начальное общее образование (2е классы)
Срок реализации программы
2022 – 2023 учебный год
Разработана
учителями начальных классов
Медведевой Э.К.
Аза Н.М.
2022 г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по окружающему миру для 2 классов составлена в
соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской
Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями);
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г. Д. Завгороднего» города Саки
Республики Крым ;
На основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Рабочие
программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011г.
Используемый учебник:
Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
ЦЕЛИ:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
ЗАДАЧИ:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону,
в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в
природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной
одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника
на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения,
приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их
последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным,
окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных
сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других
городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в
семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и
работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»
и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения
заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании
рассказов;
• Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в
соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять
роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут
учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи
между трудом людей различных профессий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила
культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической
карте мира разные страны.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название
нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб,
гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками
людей. Наше отношение к окружающему.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для
всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных
созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства
земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и
воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки.
Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных
пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между
растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание
ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля,
разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего
края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами
их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры
воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами;
распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями
дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными
растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,
торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до
керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению
учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский,
грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору
учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя,
других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии:
наблюдение
зимних
явлений
в
природе;
знакомство
с
достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение
и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения;
специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по
усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не
купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных
ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.
Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием
гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов:
река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края;
наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных
приемов чтения карты.
Заключение
Что мы узнали и чему научились за год.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
п/п
Раздел
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Кол-во
часов
1
Где мы живем
День солидарности в борьбе с терроризмом
4
2
Природа
Международный день школьных библиотек
20
3
Жизнь города и села
День Конституции Российской Федерации.
Всероссийская акция «Мы – граждане
России»
10
4
Здоровье и безопасность
Беседы школьного врача
9
5
Общение
День защитника Отечества
Международный женский день
7
6
Путешествия
Международный день семьи
18
ИТОГО
68