Лит.чт на родн.яз (русском) 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим
объединением учителей
начальных классов и
воспитателей группы
продленного дня
(протокол от 29.08.2022 г. № 1)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
МБОУ «Сакская гимназия им.
Героя Советского Союза Г. Д.
Завгороднего»
______________Л.Н. Салиева
30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского
Союза Г. Д. Завгороднего»
от 31.08.2022 г. № 353

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень изучения
предмета
Уровень образования
(класс)
Срок реализации
программы

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ ЯЗЫКЕ (русском)
базовый
начальное общее
образование
ФГОС ООО (3-е классы)
2022-2023 учебный год

Разработана
учителями начальных классов
Кучерявой С.О.
Краснощековой Н.В.

2022 г.

ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 3
классов составлена в соответствии:
 С требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями) ;
 С основной образовательной программой НОО МБОУ «Сакская гимназия имени
Героя Советского Союза Г.Д. Завгороднего»;
на основе примерной программы начального общего образования по родной
литературе и авторской программы Александровой О. М. и др. «Родная литература».
Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Используемые учебники: «Литературное чтение на родном русском языке:3 класс:
учебное пособие для общеобразовательных организаций
М.И.Кузнецова и др. – Москва: Просвещение, 2021г.»

/

О.М.Александрова,

Цель: конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных
особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексикограмматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного
произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи :
- расширение читательского кругозора обучающихся;
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
- формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение
и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как
показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по
вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для

эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе
впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,
репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений, на основе опорных слов.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).Последовательность предложений в
тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах,
омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с
разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение од покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение
изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.

Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор
слова по составу.
Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи
(высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание
содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного
произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научнопознавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за
выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный
переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами
вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости
чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста
(выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения
переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла
произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить
в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое
освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания
книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной
мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение
самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного
и
тематического
каталога.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью
учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви
к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и

героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений,
эпитетов), последовательное
воспроизведение
эпизодов с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием
художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный
пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и
всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.
Развитие
умения
предвосхищать
(предвидеть)
ход
развития
сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на
ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста
(выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида
речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на
них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной
точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета
в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное
значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с
учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений
(из
повседневной
жизни,
художественного
произведения,

изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по литературному
чтению на родном языке.
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
- различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в
произведениях фольклора и в авторской литературе;
- находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в
авторских произведениях;
- эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
- сравнивать характеры героев разных произведений;
- сравнивать своё и авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ДЕТСТВА»
Раздел 1 «Я и книги» (4 часа)
Пишут не пером, а умом. В.И. Воробьёв. «Мой дневник»
И. Краева «Письмописательское искусство»
В. П. Крапивин «День рождения»
Т. В. Толстая «Детство Лермонтова»
Раздел 2 «Я взрослею» (6 часов)
Жизнь дана на добрые дела. Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка»
Ю. А. Буковский «О доброте - злой и доброй»
Живи по совести П. В. Засодимский «Гришина милостыня»
Н. Г. Волкова «Дреби-Дон»
Н. Г. Волкова «Дреби-Дон»
В. Н. Крупин «Сушёная малина» Пословицы
Раздел 3 «В дружной семье и в холод тепло» (3 часа)
В. М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках»
А. Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок»
О. Ф. Кургузов «Душа нараспашку»
Раздел 4 «Я фантазирую и мечтаю» (4 часа)
В.П. Крапивин «Зелёная грива»
Л. К. Чуковская «Памяти детства. Мой отец - Корней Чуковский»
В. П. Крапивин «Что такое стихия»
Г. А. Скребицкий «Чему научила сказка»
«РОССИЯ - РОДИНА МОЯ»
Раздел 5 «Люди земли Русской» (5 часов)
Н. М. Коняев «Правнуки богатырей» (Отрывок)
Л. М. Дёмин «Рассказывает бывалый человек»
В. А. Бахревский «Семэн Дежнёв»
О. М. Гурьян «Мальчик из Холмогор»
М. В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве»
А. Н. Майков «Ломоносов»

Раздел 6 «От праздника к празднику» (6 часов)
Всякая душа празднику рада. В. А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Е. В. Григорьева «Радость», А. А. Коринфский «Христославы»
А. Н. Майков «Христос Восрес!»
А. И. Куприн «Пасхальные колокола»
С. Чёрный «Пасхальный визит» (В сокращении)
К. М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных...»
Раздел 7 «О родной природе» (6 часа)
Неразгаданная тайна - в чащах леса... И. С. Никитин «Лес»
К. Г. Паустовский «Клад»
Течёт, течёт - не вытечет... Загадки. М. М. Пришвин «Река»
В. П. Астафьев «Ночь тёмная-тёмная», В. Г. Распутин «Горные речки»
Шёл седой старик туман... И. П. Токмакова «Туман» В. П. Астафьев
«Зорькина песня»
Итоговый урок - КВН.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7

Раздел
Я и книги
Я взрослею
В дружной
семье и в холод
тепло
Я фантазирую и
мечтаю
Люди земли
Русской
От праздника к
празднику
О родной
природе
Всего

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Международный год мира и доверия
Международный день пожилых людей
Международный день родного языка

Количество
часов
4
6
3

День народного единства

4

Всемирный день чтения вслух

5

Всемирный день чтения вслух

6

Всемирный день книги и авторского
права

6
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».