Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим
объединением учителей
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе МБОУ «Сакская
начальных классов и
гимназия им. Героя
воспитателей ГПД
Советского Союза Г. Д.
(протокол от 29.08.2021 г. № Завгороднего»
______________Л.Н. Салиева
1)
30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского
Союза Г. Д. Завгороднего»
от 31.08.2022 г. № 353
ПРОГРАММА
Предмет
РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)
Уровень изучения предмета
базовый
Уровень образования (класс)
начальное общее образование (2е классы)
Срок реализации программы
2022 – 2023 учебный год
Разработана
учителями начальных классов
Медведевой Э.К.
Аза Н.М
2022 г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 2 классов составлена в
соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от
6 октября 2009 года № 373 (с изменениями);
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г. Д. Завгороднего» города Саки
Республики Крым.
На основе авторской рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык»
для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования.
Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,
Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В, 2018
Используемый учебник:
Русский родной язык, 2 класс: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.М.: Просвещение, 2019г.
Цели:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка
и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых
единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического
чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и
культурам других народов нашей страны и мира.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные
Обучающиеся будут знать:
• антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
• изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
• типы текстов: повествование, описание
уметь:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;
• определять прямое и переносное значение слова;
• распознавать типы текстов;
• устанавливать связь предложений в тексте;
• выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
• восстанавливать деформированный текст;
• устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
• составлять планы различных видов.
Метапредметные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
• моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
• использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
• вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться словарями, справочниками;
•строить рассуждения.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
• выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
• владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и
диалогической формами речи.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание роли речи в общении людей;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
• чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
• интерес к изучению языка.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц
и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых
есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№п/п
Раздел
2
Русский язык: прошлое и
настоящее
Язык в действии
3
Секреты речи и текста
1
Итого
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Международный день распространения
грамотности. День матери в России
Международный день родного языка
День Космонавтики. Гагаринский урок
«Космос – это мы»
Колво
часов
15
10
9
34