Русский язык 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
РАССМОТРЕНО
Школьным
методическим
объединением учителей
начальных
классов
и
воспитателей ГПД
(протокол
от 29.08.2022г.
№1)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе
МБОУ
«Сакская
гимназия
им.Героя
Советского
Союза
Г.Д.Завгороднего»
__________Л.Н.Салиева
30.08.2022 г.

РАБОЧАЯ

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ
«Сакская
гимназия им.Героя Советского
Союза Г.Д.Завгороднего»
от 31.08.2022 № 353

ПРОГРАММА

Предмет

РУССКИЙ ЯЗЫК

Уровень изучения предмета

базовый

Уровень образования (классы)
Срок реализации программы

начальное общее образование
ФГОС НОО(4 классы)
2022 – 2023 учебный год

Разработана
учителями начальных классов
Косюк Е.В.
Муравьёвым М.В.

2022 г.

2

ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по русскому языку для 4 классов составлена в
соответствии:
 - с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями);
 с основной образовательной программой НОО МБОУ «Сакская гимназия
имени Героя Советского Союза Г.Д. Завгороднего»;
на основе авторской программы по предмету «Русский язык. Рабочие программы»
предметной линией учебников «Школа России», 1-4 классы, пособие для учителей
общеобразовательных организаций/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий – М. «Просвещение».
2014.
Используемый учебник «Русский язык» 4 кл. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий;
Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе;
5-е издание; Москва «Просвещение» 2014, Рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации.
Цели:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково – символического воспитания и логического
мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения:
— освоение первоначальных знаний о лексике фонетике, грамматике русского
языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и
повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

3
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к
изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и
внешних); формирование
личностного смысла учения, устойчивого
учебно-познавательного интереса к изучению
языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание
важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, его значения в
процессе
получения
школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
• развитие самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки
(так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на
основе материалов
курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•развитие мотивации к творческому труду (в
проектной
деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном
поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД

4
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для
решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и
словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для
решения задачи;
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале
учебника — в памятках).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме;
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и
неуспеха и способы преодоления трудностей;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной
литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую
информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или
письменно содержание текста;
-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру
текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный материал (плакаты, презентацию).
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,
таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения лингвистических задач;
-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

5
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из их частей;
-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач
разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической
задачи;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию,
обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно
выделенным основаниям;
-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий
при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи,
делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на
задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей»
речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации
общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и
группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к
общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание
и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты

6
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся научится:
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны,
Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры; о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому
языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его
грамотному использованию;
-понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
-приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
-овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого
поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения
коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового
общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за
ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также
умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать
основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты ); использовать эти
знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными
орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и
пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся
научится:
-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать
собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с
людьми, плохо владеющими русским языком;
-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при
ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с
точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

7
-строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения
текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чемулибо;
-работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно
озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста
(корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным
текстам;
-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и
слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно
записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения;
-составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе
разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин
художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по
пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
-письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров
(например, записку, письмо, поздравление, объявление);
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные
орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать
элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений
на
заданную или
самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически
контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и
научного или делового);
-создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в
текстах синонимы и антонимы;
-анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений)
и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных
текстов);
-оформлять результаты исследовательской работы;
-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика

8
Обучающийся научится:
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные
твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие,
парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря
учебника);
-пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного
произношения слова (или обращаться за помощью
к
другим
орфоэпическим
словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
-различать звуки и буквы;
-классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по
самостоятельно определённым критериям;
-знать
последовательность
букв
в
русском
алфавите, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом
между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в
пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно
по предложенному в
учебнике
алгоритму; оценивать правильность проведения
звукобуквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его
использования в устной и письменной речи;
-выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря, Интернета и др.;
-распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы,
фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
-подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
-понимать этимологию мотивированных слов-названий;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативных задач;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении,
а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без
терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

9
сравнении;
-иметь
представление
о
заимствованных
словах; осознавать один из
способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
-работать с разными словарями;
-приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм
слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
-находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку,
суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать
алгоритм опознавания изучаемых морфем;
-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в
корне;
-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и
др.), выделять в
них корни;
-находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
-сравнивать, классифицировать слова по их составу;
-соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из
предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель
заданного слова;
-самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
-понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые
случаи); образовывать
слова
с
этими морфемами
для
передачи
соответствующего значения;
-образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса
или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов
и приставок;
-узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
-разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок
и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами
(при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
-определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу
освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
-пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых

10
высказываниях;
-выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
-определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение,
число, падеж;
-определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в
единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме —
лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о
склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
-распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе),
лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в
единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме —
лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);
-иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные
местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
-распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
-различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при
образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
-понимать роль союзов и частицы не в речи;
-подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
-сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
находить в тексте слова частей речи по указанным
морфологическим
признакам;
классифицировать части
речи
по
наличию
или
отсутствию
освоенных
признаков;
-различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
-склонять
личные
местоимения, соотносить
личное
местоимение в
косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в
предложении и тексте;
-различать родовые и личные окончания глагола;
-наблюдать
над
словообразованием
имён
существительных, имён
прилагательных, глаголов;
-проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
-находить
в
тексте
личные
местоимения, наречия, числительные,
возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
-находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и

11
недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
-различать предложение, словосочетание и слово;
-устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым
при помощи вопросов;
-составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и
по форме;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
предложении; отражать её в схеме;
-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее
схеме;
-классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске (по интонации);
-выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные
члены
предложения (без деления на виды)
-распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные
члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
-составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при
составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать простое предложение с однородными членами и сложное
предложение;
-находить в предложении обращение;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
• раздельное написание слов;
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с
удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и
суффиксах;
• разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ); •мягкий знак после шипящих
на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

12
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек —
замочка);
• безударные
падежные
окончания
имён
существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное
написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (читаешь, пишешь);
• мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки
препинания
в
конце
предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными
правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля
при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии
с
изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и
исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах -ек, -ик;
• запятая при обращении;
• запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание
фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

13
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение изученного
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Текст. План
текста. Текст и его признаки. Р. р. Подробное изложение повествовательного текста по
коллективно составленному плану. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,
описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение как единица речи. Виды
предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце
предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в
начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с
обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Р.р.
Восстановление деформированного текста. Словосочетание. Вычленение из предложения
основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с
однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении.
Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но.
Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и
запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Р. р. Сочинение по
картине И.И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное
слово знакам препинания». Простые и сложные предложения (общее представление).
Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с
однородными членами. Р. р. Письменное изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану.
Слово в языке и речи
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы,
омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Состав слова.
Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов
типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания
гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Правописание гласных и
согласных в корнях слов, слов с удвоенными согласными. Упражнение в правописании
приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Р.р.
Составление
объявления.
Р.р.Письменное
изложение
повествовательного
деформированного текста Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением
слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее
представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с
суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева,
издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Р.р.
Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
Имя существительное

14
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении
имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена
существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее
представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 1-го склонения. Падежные окончания имён существительных 1-го
склонения. Р. р. Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Первый снег». Второе
склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных
2-го склонения. Признаки имён существительных 2-го склонения. Падежные окончания
имён существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и
упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Падежные
окончания имён существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме
имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки
безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление).
Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных
1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в
употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи
(пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться
товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Р. р.
Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница».
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование
умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного
числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно
употреблять их в речи. Морфологический разбор имени существительного как части речи.
Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному
плану. Проект «Говорите правильно».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Словообразование имён прилагательных. Упражнение в распознавании
имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен
прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых
окончаний. Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая
игрушка». Р.р. Составление текста-рассуждения «Чем мне запомнилась картина В.А.
Серова «Мика Морозов».
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Изменение по падежам имен прилагательных.
Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных
(общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе. Р.р. Выборочное изложение повествовательного
текста с элементами описания. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и
рыбке А.С.Пушкина».

15
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в
единственном числе. Р. р. Изложение сравнительно-описательного текста. Р. р.
Контрольное сочинение-отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости».
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Р.р.
Подробное изложение повествовательного текста. Р.р. Сочинение-отзыв по картине И.Э.
Грабаря «Февральская лазурь».
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и
3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с
предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у
тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в
косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном
употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств
связи предложений в тексте. Р. р. Подробное изложение повествовательного текста.
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Упражнение в распознавании
глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам,
глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма
глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной
формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных
глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по временам. Р.р. Письменное
изложение по самостоятельно составленному плану. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Формы лица и числа глаголов.
Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам,
распознавать лицо и число глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица
единственного числа после шипящих. Р. р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна.
Большая вода». Глаголы I и II спряжения (общее представление). Спряжение глаголов в
настоящем и будущем времени. Глаголы-исключения. I и II спряжение глаголов будущего
времени. Наши проекты «Пословицы и поговорки». Правописание безударных личных
окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы (общее
представление). Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме
по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание
буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах
неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем
времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени,
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать —
слышал). Р.р. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. Р.р.
Подробное изложение повествовательного текста. Употребление в речи глаголов в
прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие
умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с

16
предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться
закатом, смотреть на закат).
Повторение
Язык и речь. Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в
общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Предложение и
словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова Текст. Текст, основная мысль,
заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и
сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение.
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных
средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательныхсинонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и
письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной
картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной
подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Р. р. Сочинение на
тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь». Речевая этика: слова
приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и
отказе. Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов
соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном
письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих
формированию скорости. Игра «По галактике Частей Речи». Работа по устранению
недочетов графического характера в почерках учащихся.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№

Раздел

1
2
3
4
5

Повторение
Предложение
Слово в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное

6
7
8

Личные местоимения
Глагол
Повторение
Итого:

Модуль
воспитательной
программы
«Школьный урок»
Международный день грамотности.
Мир на всей земле.
Всемирный день хлеба – 16 окт.
День Неизвестного солдата в России.
Международный день книгодарения – 14
февраля.
Всемирный день чтения вслух – 2 марта.
Международный день детской книги – 2 апреля.
Международный день семьи – 15 мая.

Кол-во
часов
9
7
17
36
24
6
25
12
136

17
Приложение 1 к рабочей программе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
МБОУ «Сакская гимназия им.
Героя Советского Союза
Г.Д.Завгороднего »
____________Л.Н.Салиева
30.08.2022г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Сакская гимназия
им.Героя Советского Союза
Г.Д.Завгороднего »
от 31.08.2022г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
для 4-Б класса
на 2022 - 2023 учебный год

Разработано
учителем начальных классов
Муравьёвым М.В.

2022г.

18

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с рабочей
программой по русскому языку из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.
№
п/п

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Тема урока
1 четверть

1
2
3

02.09
06.09
07.09

4
5

08.09
09.09

6

13.09

7

14.09

8

15.09

9

16.09

10
11

20.09
21.09

12

22.09

13

23.09

14

27.09

15

28.09

16

29.09

17

30.09

18

04.10

Повторение изученного в 1-3 классах -9 часов
Наша речь и наш язык.
Текст. План текста
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Типы текстов.
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Обращение. Международный день грамотности..
Главные и второстепенные члены предложения. Основа
предложения. Словарный диктант
Входная контрольная работа по теме «Повторение».
Словосочетание.
. Распространённые и нераспространённые предложения.
Предложение -7 часов
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов в предложении с помощью
интонации перечисления
Связь однородных членов в предложении с помощью
союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции
картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Простые и сложные предложения. Международный день
мира.
Знаки препинания в сложном предложении Словарный
диктант
Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная
работа по теме «Предложение»
Слово в языке и речи - 17 час
Лексическое значение слова. Развитие речи. Изложение
повествовательного текста.
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные

19

19
20
21

05.10
06.10
07.10

22
23

11.10
12.10

24
25

13.10
14.10

26

18.10

27

19.10

28
29

20.10
21.10

30
31
32

25.10
26.10
27.10

33

28.10

слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологизмы.
Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова
Состав слова. Суффиксы и приставки
Разбор слова по составу
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Упражнение в написании приставок и суффиксов
Упражнение в написании гласных и согласных в корне,
приставке и суффиксе. Словарный диктант
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Всемирный
день хлеба был 16 октября.
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Проверочная работа по теме «Слово»
Части речи.
Части речи.
Наречие.
Контрольная работа за 1 четверть по теме «Слово в
языке и речи».
Наречие. Повторение изученного.
Имя существительное - 36 часов

34

08.11

Изменение по падежам имён существительных. Признаки
падежных форм имён существительных
Упражнение в склонении имён существительных и в
распознавании падежей
Упражнение в склонении имён существительных и в
распознавании падежей
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён
существительных
Падежные окончания имён существительных 1-го
склонения
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
художника А.А. Пластова «Первый снег»
2-е склонение имён существительных. Падежные
окончания имён существительных 2-го склонения

35

09.11

36

10.11

37
38

11.11
15.11

39

16.11

40

17.11

41

18.11

42

22.11

3-е склонение имён существительных Падежные окончания
имён существительных 3-го склонения

43

23.11

Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины
художника В.А. Тропинина «Кружевница»

20
44

24.11

45
46
47

25.11
29.11
30.11

48

01.12

49

02.12

50

06.12

51

07.12

52
53

08.12
09.12

54

13.12

55

14.12

56

15.12

57

16.12

58
59

20.12
21.12

60

22.12

61

23.12

62

27.12

63

28.12

64

29.12

65

30.12

Падежные окончания имен существительных
единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы
проверки безударных падежных окончаний имён
существительных
Именительный и винительный падежи
Родительный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в родительном падеже
Именительный, родительный и винительный падежи
одушевлённых имён существительных.
Дательный падеж. Упражнение в правописании окончаний
имен существительных в дательном падеже. День
Неизвестного солдата в России.
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в дательном падеже
Творительный падеж. Упражнение в правописании
окончаний имен существительных в творительном падеже
Предложный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имен
существительных во всех падежах
Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в родительном, дательном и предложном
падежах
Упражнение в правописании безударных падежных
окончаний имён существительных
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Упражнение в правописании безударных падежных
окончаний имён существительных.
Общее представление о склонении имен существительных
во множественном числе.
Контрольная работа за 2 четверть по теме
«Правописание падежных окончаний и.сущ».
Именительный и родительный падеж множественного
числа..
Винительный падеж множественного числа одушевлённых
имён существительных
Дательный, творительный, предложный падежи
множественного числа
Правописание падежных окончаний имён существительных

21
в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний имён существительных
в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний имён существительных
в единственном и множественном числе.
Проект «Говорите правильно!»
Повторение и закрепление изученного.
Имя прилагательное – 24 часа.
Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имён прилагательных.
Развитие речи. Сочинение описание по личным
наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»
Склонение имён прилагательных.
Развитие речи. Составление текста-рассуждения по
репродукции картины В. Серова «Мика Морозов»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
в единственном числе
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в именительном и родительном падеже.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в дательном падеже. Именительный,
винительный, родительный падежи имён прилагательных
мужского и среднего рода
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в творительном и предложных падежах.
Упражнение в правописании падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода. Развитие речи.
Выборочное изложение повествовательного текста с
элементами описания
Склонение имён прилагательных женского рода в
единственном числе.

66

10.01

67

11.01

68
69

12.01
13.01

70
71
72

17.01
18.01
19.01

73
74

20.01
24.01

75

25.01

76

26.01

77

27.01

78

31.01

79

01.02

80

02.02

81

03.02

82

07.02

83

08.02

84

09.02

Развитие речи. Изложение описательного текста.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

85

10.02

86

14.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Международный день книгодарения.
Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины

Именительный и винительный падежи имён
прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный
падежи имён прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имён
прилагательных женского рода.

22

87

15.02

88

16.02

89

17.02

90

21.02

91
92
93

22.02
28.02
01.03

94

02.03

95

03.03

96
97
98

07.03
09.03
10.03

99

14.03

100

15.03

101

16.03

102
103
104

17.03
28.03
29.03

105

30.03

106

31.03

107
108
109

04.04
05.04
06.04

110

07.04

111
112

11.04
12.04

Н.К. Рериха «Заморские гости»
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имён прилагательных
множественного числа
Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
Развитие речи. Сочинение – отзыв по репродукции
картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Обобщение по теме. Повторение изученного.
Личные местоимения - 6 часов.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по
падежам. Всемирный день чтения вслух – 2 марта.
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений по падежам.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста с
элементами описания.
Контрольная работа за 3 четверть по теме
«Правописание падежных окончаний и. прил.»
Глагол - 25 часов
Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
цитатному плану
Неопределенная форма глагола.
Неопределённая форма глагола
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе.
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.
Левитана «Весна. Большая вода»
Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени
Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и будущем времени . Международный день
детской книги – 2апреля
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и в будущем времени.
Возвратные глаголы.
ВПР. Диктант.

23
113
114
115
116

13.04
14.04
18.04
19.04

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
ВПР. Грамматические задания.
Правописание возвратных глаголов.
Закрепление изученного. Правописание безударного
суффикса в глаголах прошедшего времени.

117

20.04

118
119

25.04
26.04

120
121
122
123

27.04
28.04
02.05
03.05

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
вопросам.
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени. Правописание глаголов.
Проверочная работа по теме «Глагол»
Обобщение по теме. Правописание глаголов.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

124

04.05

Правописание глаголов.

05.05
10.05
11.05
12.05
16.05
17.05
18.05
19.05
23.05
24.05
25.05
26.05

Повторение - 12 часов
Язык. Речь. Текст.
Предложение и словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Лексическое значение слова.
Контрольная работа за год по теме «Повторение»
Звуки и буквы. Международный день семьи – 15 мая.
Состав слова.
Состав слова.
Части речи.
Части речи.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Итого – 136 часов

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

24
Приложение 2 к рабочей программе

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
9

15.09

Входная контрольная работа по теме «Повторение».

32

27.10

61

23.12

99

14.03

129

16.05

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Слово в языке и
речи».
Контрольная работа за 2 четверть по теме «Правописание
падежных окончаний и.сущ.».
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Правописание
падежных окончаний и.прил».
Контрольная работа за год по теме «Повторение».

25
Приложение 1 к рабочей программе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
МБОУ «Сакская гимназия им.
Героя Советского Союза
Г.Д.Завгороднего »
____________Л.Н.Салиева
30.08.2022г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Сакская гимназия
им.Героя Советского Союза
Г.Д.Завгороднего »
от 31.08.2022г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
для 4-А класса
на 2022 - 2023 учебный год

Разработано
учителем начальных классов
Косюк Е. В.

2022г.

26

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с рабочей
программой по русскому языку из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.
№
п/п

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Тема урока
1 четверть

1
2
3

02.09
06.09
07.09

4
5

08.09
09.09

6

13.09

7

14.09

8

15.09

9

16.09

10
11

20.09
21.09

12

22.09

13

23.09

14

27.09

15

28.09

16

29.09

17

30.09

18

04.10

Повторение изученного в 1-3 классах -9 часов
Наша речь и наш язык.
Текст. План текста
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Типы текстов.
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Обращение. Международный день грамотности..
Главные и второстепенные члены предложения. Основа
предложения. Словарный диктант
Входная контрольная работа по теме «Повторение».
Словосочетание.
. Распространённые и нераспространённые предложения.
Предложение -7 часов
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов в предложении с помощью
интонации перечисления
Связь однородных членов в предложении с помощью
союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции
картины И.И. Левитана «Золотая осень»
Простые и сложные предложения. Международный день
мира.
Знаки препинания в сложном предложении Словарный
диктант
Знаки препинания в сложном предложении. Проверочная
работа по теме «Предложение»
Слово в языке и речи - 17 час
Лексическое значение слова. Развитие речи. Изложение
повествовательного текста.
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные

27

19
20
21

05.10
06.10
07.10

22
23

11.10
12.10

24
25

13.10
14.10

26

18.10

27

19.10

28
29

20.10
21.10

30
31
32

25.10
26.10
27.10

33

28.10

слова
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологизмы.
Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова
Состав слова. Суффиксы и приставки
Разбор слова по составу
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Упражнение в написании приставок и суффиксов
Упражнение в написании гласных и согласных в корне,
приставке и суффиксе. Словарный диктант
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Всемирный
день хлеба был 16 октября.
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Проверочная работа по теме «Слово»
Части речи.
Части речи.
Наречие.
Контрольная работа за 1 четверть по теме «Слово в
языке и речи».
Наречие. Повторение изученного.
Имя существительное - 36 часов

34

08.11

Изменение по падежам имён существительных. Признаки
падежных форм имён существительных
Упражнение в склонении имён существительных и в
распознавании падежей
Упражнение в склонении имён существительных и в
распознавании падежей
Несклоняемые имена существительные
Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён
существительных
Падежные окончания имён существительных 1-го
склонения
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
художника А.А. Пластова «Первый снег»
2-е склонение имён существительных. Падежные
окончания имён существительных 2-го склонения

35

09.11

36

10.11

37
38

11.11
15.11

39

16.11

40

17.11

41

18.11

42

22.11

3-е склонение имён существительных Падежные окончания
имён существительных 3-го склонения

43

23.11

Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины
художника В.А. Тропинина «Кружевница»

28
44

24.11

45
46
47

25.11
29.11
30.11

48

01.12

49

02.12

50

06.12

51

07.12

52
53

08.12
09.12

54

13.12

55

14.12

56

15.12

57

16.12

58
59

20.12
21.12

60

22.12

61

23.12

62

27.12

63

28.12

64

29.12

65

30.12

Падежные окончания имен существительных
единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы
проверки безударных падежных окончаний имён
существительных
Именительный и винительный падежи
Родительный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в родительном падеже
Именительный, родительный и винительный падежи
одушевлённых имён существительных.
Дательный падеж. Упражнение в правописании окончаний
имен существительных в дательном падеже. День
Неизвестного солдата в России.
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в дательном падеже
Творительный падеж. Упражнение в правописании
окончаний имен существительных в творительном падеже
Предложный падеж
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имен
существительных во всех падежах
Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в родительном, дательном и предложном
падежах
Упражнение в правописании безударных падежных
окончаний имён существительных
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Упражнение в правописании безударных падежных
окончаний имён существительных.
Общее представление о склонении имен существительных
во множественном числе.
Контрольная работа за 2 четверть по теме
«Правописание падежных окончаний и.сущ».
Именительный и родительный падеж множественного
числа..
Винительный падеж множественного числа одушевлённых
имён существительных
Дательный, творительный, предложный падежи
множественного числа
Правописание падежных окончаний имён существительных

29
в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний имён существительных
в единственном и множественном числе.
Правописание падежных окончаний имён существительных
в единственном и множественном числе.
Проект «Говорите правильно!»
Повторение и закрепление изученного.
Имя прилагательное – 24 часа.
Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имён прилагательных.
Развитие речи. Сочинение описание по личным
наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»
Склонение имён прилагательных.
Развитие речи. Составление текста-рассуждения по
репродукции картины В. Серова «Мика Морозов»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода
в единственном числе
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в именительном и родительном падеже.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в дательном падеже. Именительный,
винительный, родительный падежи имён прилагательных
мужского и среднего рода
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода в творительном и предложных падежах.
Упражнение в правописании падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода. Развитие речи.
Выборочное изложение повествовательного текста с
элементами описания
Склонение имён прилагательных женского рода в
единственном числе.

66

10.01

67

11.01

68
69

12.01
13.01

70
71
72

17.01
18.01
19.01

73
74

20.01
24.01

75

25.01

76

26.01

77

27.01

78

31.01

79

01.02

80

02.02

81

03.02

82

07.02

83

08.02

84

09.02

Развитие речи. Изложение описательного текста.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

85

10.02

86

14.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Международный день книгодарения.
Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины

Именительный и винительный падежи имён
прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный
падежи имён прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имён
прилагательных женского рода.

30

87

15.02

88

16.02

89

17.02

90

21.02

91
92
93

22.02
28.02
01.03

94

02.03

95

03.03

96
97
98

07.03
09.03
10.03

99

14.03

100

15.03

101

16.03

102
103
104

17.03
28.03
29.03

105

30.03

106

31.03

107
108
109

04.04
05.04
06.04

110

07.04

111
112

11.04
12.04

Н.К. Рериха «Заморские гости»
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имён прилагательных
множественного числа
Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
Развитие речи. Сочинение – отзыв по репродукции картины
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Обобщение по теме. Повторение изученного.
Личные местоимения - 6 часов.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по
падежам. Всемирный день чтения вслух – 2 марта.
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений по падежам.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста с
элементами описания.
Контрольная работа за 3 четверть по теме
«Правописание падежных окончаний и. прил.»
Глагол - 25 часов
Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
цитатному плану
Неопределенная форма глагола.
Неопределённая форма глагола
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе.
Спряжение глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.
Левитана «Весна. Большая вода»
Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени
Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и будущем времени . Международный день
детской книги – 2апреля
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
настоящем и в будущем времени.
Возвратные глаголы.
ВПР. Диктант.

31
113
114
115
116

13.04
14.04
18.04
19.04

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
ВПР. Грамматические задания.
Правописание возвратных глаголов.
Закрепление изученного. Правописание безударного
суффикса в глаголах прошедшего времени.

117

20.04

118
119

25.04
26.04

120
121
122
123

27.04
28.04
02.05
03.05

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
вопросам.
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени. Правописание глаголов.
Проверочная работа по теме «Глагол»
Обобщение по теме. Правописание глаголов.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

124

04.05

Правописание глаголов.

05.05
10.05
11.05
12.05
16.05
17.05
18.05
19.05
23.05
24.05
25.05
26.05

Повторение - 12 часов
Язык. Речь. Текст.
Предложение и словосочетание.
Предложение и словосочетание.
Лексическое значение слова.
Контрольная работа за год по теме «Повторение»
Звуки и буквы. Международный день семьи – 15 мая.
Состав слова.
Состав слова.
Части речи.
Части речи.
Повторение изученного за год.
Повторение изученного за год.
Итого – 136 часов

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

32
Приложение 2 к рабочей программе

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
9

15.09

Входная контрольная работа по теме «Повторение».

32

27.10

61

23.12

99

14.03

129

16.05

Контрольная работа за 1 четверть по теме «Слово в языке и
речи».
Контрольная работа за 2 четверть по теме «Правописание
падежных окончаний и.сущ.».
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Правописание
падежных окончаний и.прил».
Контрольная работа за год по теме «Повторение».

33

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_________________ Салиева Л.Н.

Лист корректировки рабочей программы
по____________________________________________________
Класс

Тема урока

Дата
проведения
по плану

Причина корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».