Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим
объединением учителей начальных
классов и воспитателей ГПД
(протокол от 29.08.2022 г. № 1)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебновоспитательной работе МБОУ
«Сакская гимназия им. Героя
Советского Союза Г. Д.
Завгороднего»
______________Л.Н. Салиева
30.08.2022 г.
РАБОЧАЯ
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского Союза
Г. Д. Завгороднего»
от 31.08.2022 г. № 353
ПРОГРАММА
Предмет
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Уровень изучения предмета
базовый
Уровень образования (класс)
начальное общее образование (2е классы)
Срок реализации программы
2022 – 2023 учебный год
Разработана
учителями начальных классов
Медведевой Э.К.
Аза Н.М.
2022 г.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по литературному чтению для 2 классов составлена в
соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6
октября 2009 года № 373 (с изменениями);
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского Союза Г. Д. Завгороднего» города Саки Республики Крым;
На основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л.
А. Виноградской, М. В. Бойкиной. Литературное чтение, Рабочие программы 1-4 - М.:
Просвещение, 2010.
Используемый учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. /Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.:
Просвещение, 2014.
Цели:
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения
к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,
выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в
системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта
младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
Учащиеся научатся:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в
семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем
мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в
своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям,
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих
работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать
значение этих произведения для русской и мировой литературы;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить
аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный
текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге
художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной
информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские
успехи;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского
народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на
основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста
с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев,
приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и
впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.);
Творческая деятельность
Учащиеся научатся;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов
с помощью учи теля;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное
отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с
жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить
факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или
художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими
словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство
этому в тексте.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Самое великое чудо на свете
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого
Напутствие читателю Р. Сефа
Устное народное творчество
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и
тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».
Люблю природу русскую. Осень
Осенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С.
Есенина
Русские писатели
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».
И. А. Крылов. Басни.
Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима
Зимние загадки.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С.
Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза»
Новогодняя быль С. Михалкова
Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
А. Л. Барто. Стихи.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна
Весенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е.
Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и в серьез
Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.
Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В.
Викторова, Л. Яхнина.
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Эни Хогарт «Мафин и паук»
Проект «Мой любимый писатель-сказочник»
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
п/п
Раздел
Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»
Колич
часов
День знаний.
2
1
Самое великое чудо на свете
2
Устное народное творчество
3
Люблю природу русскую. Осень
4
Русские писатели
5
О братьях наших меньших
27 ноября День матери в России
6
6
Из детских журналов
9декабря День Героев Отечества.
6
Люблю природу русскую. Зима.
27 янв.- День освобождения Красной
армией крупнейшего «лагеря смерти»
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) —
8
7
Всемирный день приветствий. Урок –
общения.
25 окт. Международный день школьных
библиотек. Международный день
пожилых людей
3 ноября -135 лет со дня рождения
поэта, драматурга, переводчика
Самуила Яковлевича Маршака (1887—
1964)
11
6
10
8
Писатели детям.
9
Я и мои друзья.
10 Люблю природу русскую. Весна
11 И в шутку и всерьёз.
12 Литература зарубежных стран.
Итого:
Международный день родного языка
З марта- 200 лет со дня рождения
Константина Дмитриевича Ушинского
День защитников Отечества
3 марта- Всемирный день театра.
Международный женский день
13 марта -110 лет со дня рождения
писателя и поэта, автора слов гимнов
Российской Федерации и СССР Сергея
Владимировича Михалкова ( 1913-2009)
28 марта 155 лет со дня рождения
писателя Максима Горького (1868-1936)
22 апреля Всемирный день Земли
16
8
7
8
14
102