Русский язык 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская гимназия имени Героя Советского Союза
Григория Демидовича Завгороднего»
города Саки Республики Крым

РАССМОТРЕНО
Школьным методическим
объединением учителей начальных
классов и воспитателей ГПД
(протокол от 29.08.2022 г. № 1)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебновоспитательной работе МБОУ
«Сакская гимназия им. Героя
Советского Союза Г. Д.
Завгороднего»
______________Л.Н. Салиева
30.08.2022 г.

РАБОЧАЯ

Предмет

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского Союза
Г. Д. Завгороднего»
от 31.08.2022 г. № 353

ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Уровень изучения предмета

базовый

Уровень образования (класс)

начальное общее образование (2-е классы)

Срок реализации программы

2022 – 2023 учебный год

Разработана
учителями начальных классов
Медведевой Э.К.
Аза Н.М.

2022 г.

2
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по русскому языку для 2 классов составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6
октября 2009 года № 373 (с изменениями);
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сакская
гимназия им. Героя Советского Союза Г. Д. Завгороднего» города Саки Республики Крым;
На основе авторской программы по предмету Русский язык. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.
Используемый учебник: Русский язык. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на
электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.
Цели:
Познавательная цель предполагает:
— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
— открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
— формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её
составляющих — звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
— формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного
слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
— развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на
предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации,
аргументации высказанной точки зрения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания, и
тексты-повествования небольшого объема;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют
универсальные учебные действия.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Учащийся получит возможность для формирования:
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние
русского народа — русский язык;
•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность
и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному
языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в
поведении на принятые моральные нормы;

3
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка,
анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к
проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в
сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале
учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством
учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в
условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема),
под руководством учителя и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с
поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных
пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и
практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов
(художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя
(с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст).
Учащийся получит возможность научиться:
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в
процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

4
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить
рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
•Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не
перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить
понятные для партнёра высказывания.
Учащийся получит возможность научиться:
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Развитие речи
Учащийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую
тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный
вопрос, для выражения своего собственного мнения);
• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с
ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к
тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность
частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их
записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку
(после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Учащийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях
учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному
опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями
языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по

5
вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить
звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный —
безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой —
звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по
слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки,
ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг
слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Учащийся получит возможность научиться:
•осуществлять звукобуквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в
учебнике алгоритма;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным
мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и
орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие,
мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами,
знаком переноса, абзацем.
Лексика
Учащийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Учащийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к
толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении
(простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

6
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные
слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других
слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать
родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой
определения корня слова).
Учащийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в
корне слова.
Морфология
Учащийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов),
вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя
существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать
одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?»,
собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён
существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать
форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа
глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и
употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Учащийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков,
определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков,
определять признаки частей речи;
•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Учащийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца
предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на
содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения
(без дифференциации на виды);

7
•устанавливать связи слов между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Учащийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие
предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и
без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе
удвоенные буквы согласных;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (. ? !);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы нес глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Учащийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая
орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем
словах;
•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке
написания слов с непроверяемыми орфограммами.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наша речь. Язык и речь, их значение в жизни. Особенности устной, письменной и внутренней
речи.
Текст. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Заголовок. Красная строка в тексте.
Предложение. Предложение как единица речи. Роль предложений в речи. Логическое ударение
в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и
стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и
соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по
смыслу.
Слова, слова, слова… Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении

8
слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы.
Антонимы. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим,
словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая
часть слова (общее представление).
Слово, слог, ударение. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Перенос слов. Правила
переноса.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Условное обозначение звуков речи. Алфавит, его значение.
Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Слова с буквой э.
Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных
слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Слова с
безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с
орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы,
обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные
буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные
звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком.
Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и
написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих
звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение
буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным.
Части речи. Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их
отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с
лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть
речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Собственные и нарицательные имена существительные (общее
представление). Заглавная буква в именах собственных. Число имен существительных.
Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в
одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение
имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении,
имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка
правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые
отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы
близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени
прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных
в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в
словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен
прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена
прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений
в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее
распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными.
Повторение за год. Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные
члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными
орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый,

9
завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка,
магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед,
обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия,
русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор,
улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№
п/п

Раздел

Модуль воспитательной программы «Школьный
урок»

К-во
часов

1

Наша речь

День знаний

2 часа

2

Текст

Международный день распространения грамотности

4 часа

3

Предложение

Международный день жестовых языков

8 часов

4

Слова, слова,
слова...

Международный день учителя

15 часов

5

Звуки и буквы

День матери в России

41 час

Международный день родного языка
6

Части речи

7

Повторение
Итого

Международный женский день
День славянской письменности и культуры

46 часов
20 часов
136 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».