Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д. Завгороднего» (Приказ от 31.08.2022 №353) РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» (протокол от 30.08.2022г. №10) УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» от 31.08.2022 г. №353 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основного общего образования для 6-9-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» города Саки Республики Крым на 2022/2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. МБОУ «Сакская гимназия им. Г.Д.Завгороднего» девять 6-9-х классов. Героя Советского Союза Школа работает по 5-дневной учебной неделе. Обучение ведѐтся на русском языке (п. 3.8 Устава МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего»). План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями); Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; Письма Министерства образования, науки и молодѐжи Республики Крым от 28.07.2018 г № 01-13/138 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности как неотъемлемой части основной образовательной программы»; Письма Министерства образования, науки и молодѐжи Республики Крым от 17.10.2019 г № 01-13/155 «Вопросы организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»; Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2015\01-14 «Вопросы формирования учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год»; Информационно-методического письма Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего». План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего». Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, находит отражение в образовательной программе школы. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности рассчитан в академических часах и составляет не более 10 часов в каждом классе. Часы внеурочной деятельности могут реализоваться как в течение учебной недели, так и в период каникул. Занятия по внеурочной деятельности начинаются не раньше, чем через 20 минут после окончания последнего урока в данном классе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Занятия по внеурочной деятельности начинаются не раньше, чем через 30 минут после окончания последнего урока в данном классе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования осуществляется по направлениям развития личности: − − − − − духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное; спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное направление - создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Данное направление деятельности в 69 классах реализуется через классный час «Разговоры о важном». Социальное направление - воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия. Данное направление деятельности в 6-9 классах реализуется через игровые клубы: «В мире современных профессий», «Моя будущая профессия»; объединение «Я-волонтѐр». Общеинтеллектуальное направление - воспитание творческого и ценностного отношения к учению; развитие интеллектуально-творческого потенциала. Данное направление деятельности в 6-9 классах представлено кружками и практикумами: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Основы математической логики», «Эколята (с элементами функциональной грамотности)», «Украинский язык», «Физика вокруг нас», «Подготовка к ОГЭ: география», «Подготовка к ОГЭ: обществознание», «Подготовка к ОГЭ: английский язык», «Подготовка к ОГЭ: русский язык», «Подготовка к ОГЭ: математика», «Подготовка к ОГЭ: биология», клуб «Компьютерный гений». Общекультурное направление - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Эта деятельность осуществляется в 6-9 классах через кружки и студию: «Рукоделие», «Умелые руки», «Музыкальная шкатулка», «Радуга творчества», «Театральный сундучок», «Хореография». Спортивно-оздоровительное направление всесторонне гармоническое развитие личности ребенка; физическое развитие учащихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни. Направление представлено секцией «Спортивные игры» и клубом «Готов к труду и обороне». В МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» внеурочная деятельность состоит из воспитательных мероприятий и курсов внеурочной деятельности. Состав и структура направлений плана внеурочной деятельности Структура Воспитательные мероприятия Курсы Организационная деятельность Психологопедагогическая поддержка Деятельность по обеспечению благополучия учащихся Состав внутриклассные, общешкольные, городские и всероссийские мероприятия, мероприятия по календарю образовательных событий Минпросвещения России предметные кружки, клубы, секции, студии; ученические сообщества; военно-патриотические объединения. организационные собрания; классные часы; встречи с родители. проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; работа педагогов-организаторов, педагога-психолога. профилактика неуспеваемости; профилактика различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой; мероприятия по социальной защите учащихся. Формы организации внеурочной деятельности Направление Формы организации деятельности Регулярные мероприятия Кратковременные мероприятия Концерты, тематические выставки, беседы, выставки творческих работ, Духовнопросмотр фильмов, рисование, проектная нравственное деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы Кружки, художественные Беседы, экскурсии, посещение студии и иные студии, Социальное концертов, выставок, театров, творческие спортивные клубы и секции; проекты, выставки рисунков и поделок Краеведческая работа, Интеллектуальные игры, квесты, школьные научные сообщества, викторины, диспуты, проектная и поисковые и научные Общеинтеллекисследовательская деятельность, исследования; туальное предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические Общественно-полезные конференции. практики, военноБеседы, экскурсии, посещение патриотические объединения. Общекультурное концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки рисунков и поделки Экскурсии, физкультминутки. Спортивнотематические учения, занятия на свежем оздоровительное воздухе и в спортивном зале, беседы, соревнования, подвижные игры. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 г № 09-1672). Формы в плане отличаются от урочных и предусматривают активность и самостоятельность обучающихся сочетать индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. С целью эффективной реализации программ по физическому развитию учащихся, воспитанию здорового образа жизни, в 6 - 9 классах выделяется по 0,5 часа и 1 часу в неделю во внеурочной деятельности для проведения третьего часа по физической культуре, который реализуется в спортивно-оздоровительном направлении посредством различных форм организации занятий, в том числе и на свежем воздухе: секция «Спортивные игры» и клуб «Готов к труду и обороне». Для проведения секции «Спортивные игры» и работы клуба «Готов к труду и обороне» в 6х, 7-х, 8-9-х классах сформированы сводные группы из учащихся. Для работы объединения «Я-волонтѐр» в 6-7-х, 8-9-х классах сформированы сводные группы, поэтому данное объединение работает по 1 часу в неделю. Работа в кружках и студии: «Рукоделие», «Умелые руки», «Музыкальная шкатулка», «Радуга творчества», «Театральный сундучок», «Хореография» также осуществляется в сформированных группах. План внеурочной деятельности для уровня ООО для 6-9-х классов (недельный) Направления развития личности Название рабочей программы Духовно-нравственное «Разговоры о важном» Общеинтеллектуальное Социальное Форма проведения Количество часов в неделю 6-А 6-Б 6-В 7-А 7-Б 8-А 8-Б 9-А 9-Б Час общения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Читательская грамотность» Практикум - - - - - 1 - - «Эколята» (с элементами ФГ) Практикум - - 1 - - Математическая грамотность» «Основы математической логики» «Украинский язык» Практикум 1 - - - - «Физика вокруг нас» Клуб - - - - - «Подготовка к ОГЭ: география» «Подготовка к ОГЭ: обществознание» «Подготовка к ОГЭ: английский язык» «Подготовка к ОГЭ: русский язык» «Подготовка к ОГЭ: математика» «Подготовка к ОГЭ: биология» Практикум - - - - - - - Практикум - - - - - - - «Компьютерный гений» «В мире современных профессий» «Моя будущая профессия» Клуб Кружок 1 - Кружок - 1 - 1 1 - - 1 - 1 1 - 1 1 Практикум 1 Практикум 1 Практикум 1 Практикум 1 1 1 1 Игровой клуб 1 1 1 1 1 - - - - Клуб - - - - - 1 1 1 1 Общекультурное «Я – волонтер» «Рукоделие» «Умелые руки» «Музыкальная шкатулка» «Радуга творчества» «Театральный сундучок» Спортивнооздоровительное Хореография «Спортивные игры» «Готов к труду и обороне» Объединение Кружок Кружок Кружок Кружок Музыкальнотеатральная студия Кружок Секция Клуб 1 2 2 1 1 1 1 - - - - - - - 1 - - - - - 0,5 - 1 1 - - - - 6 7 1 1 1 5 ИТОГО: 1 5 5 6,5 7 53,5ч. 6 6 План внеурочной деятельности для уровня ООО для 6-9-х классов (годовой) Название рабочей программы Духовно-нравственное «Разговоры о важном» Час общения «Читательская грамотность» Практикум «Эколята» (с элементами ФГ) Практикум Математическая грамотность» «Основы математической логики» «Украинский язык» Практикум «Физика вокруг нас» Клуб - - - - - «Подготовка к ОГЭ: география» «Подготовка к ОГЭ: обществознание» «Подготовка к ОГЭ: английский язык» «Подготовка к ОГЭ: русский язык» «Подготовка к ОГЭ: математика» «Подготовка к ОГЭ: биология» Практикум - - - - - - - Практикум - - - - - - - Клуб Игровой клуб 34 34 34 34 34 - - - - Социальное «Компьютерный гений» «В мире современных профессий» «Моя будущая профессия» Клуб - - - - - 34 34 34 34 Общекультурное «Я – волонтер» «Рукоделие» Объединение Кружок - - Общеинтеллектуальное Форма проведения Количество часов в неделю Направления развития личности Кружок 6-А 34 6-Б 34 - 6-В 34 - 7-А 34 - 34 Кружок - 8-А 34 8-Б 9-А 34 9-Б 34 34 - - 34 - - - - 34 - - 34 - - - - 34 - 7-Б 34 - 34 34 - - 34 - 34 34 - 34 34 Практикум 34 Практикум 34 Практикум 34 Практикум 34 34 34 34 34 68 34 34 - - «Умелые руки» «Музыкальная шкатулка» «Радуга творчества» «Театральный сундучок» Спортивнооздоровительное Хореография «Спортивные игры» «Готов к труду и обороне» Кружок Кружок Кружок Музыкальнотеатральная студия Кружок Секция Клуб 68 - - - - - - - 34 - - - - - 17 - 34 34 - - - - 204 238 34 34 34 170 ИТОГО: 34 34 34 170 170 221 238 1819ч. 204 204