Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д. Завгороднего» (Приказ от 31.08.2022 №353) РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» (протокол от 30.08.2022г. №10) УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» от 31.08.2022 г. №353 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для 2-4-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» города Саки Республики Крым на 2022/2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» шесть 2-4-х классов. Школа работает по 5-дневной учебной неделе. Обучение ведѐтся на русском языке (п. 3.8 Устава МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего»). План внеурочной деятельности разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями); Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; Письма Министерства образования, науки и молодѐжи Республики Крым от 28.07.2018 г № 01-13/138 «Методические материалы по организации 2 внеурочной деятельности как неотъемлемой части основной образовательной программы»; Письма Министерства образования, науки и молодѐжи Республики Крым от 17.10.2019 г № 01-13/155 «Вопросы организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»; Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 №2015\01-14 «Вопросы формирования учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2022/2023 учебный год»; Информационно-методического письма Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего». План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего». Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, находит отражение в образовательной программе школы. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения на уровне основного общего образования до 1320 часов, в год — не более 340 часов. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности рассчитан в академических часах и составляет не 3 более 10 часов в каждом классе. Часы внеурочной деятельности могут реализоваться как в течение учебной недели, так и в период каникул. Занятия по внеурочной деятельности начинаются не раньше, чем через 30 минут после окончания последнего урока в данном классе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования осуществляется по направлениям развития личности: − − − − − духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное; спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное направление - создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Данное направление деятельности в 2-4 классах реализуется через классный час «Разговоры о важном». Социальное направление - воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия. Данное направление деятельности в 2-4 классах реализуется через игровые клубы: «Безопасное детство», «Путешествие в мир профессий». 4 Общеинтеллектуальное направление - воспитание творческого и ценностного отношения к учению; развитие интеллектуально-творческого потенциала. Данное направление деятельности в 2-4 классах представлено интегрированными курсами: «Основы функциональной грамотности», «Финансовая грамотность», «Украинский язык». Общекультурное направление - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Эта деятельность осуществляется в 2-4 классах через кружки: «Весѐлые нотки», «Волшебная палитра». Спортивно-оздоровительное направление - всесторонне гармоническое развитие личности ребенка; физическое развитие учащихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни. Направление представлено секцией «Ритмика». В МБОУ «Сакская гимназия им. Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» внеурочная деятельность состоит из воспитательных мероприятий и курсов внеурочной деятельности. Состав и структура направлений плана внеурочной деятельности Структура Воспитательные мероприятия Курсы Организационная деятельность Психологопедагогическая поддержка Деятельность по обеспечению благополучия учащихся Состав внутриклассные, общешкольные, городские и всероссийские мероприятия, мероприятия по календарю образовательных событий Минпросвещения России предметные кружки, клубы, секции, студии; ученические сообщества; военно-патриотические объединения. организационные собрания; классные часы; встречи с родителями. проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; работа педагогов-организаторов, педагога-психолога. профилактика неуспеваемости; профилактика различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой; мероприятия по социальной защите учащихся. 5 Формы организации внеурочной деятельности Направление Формы организации деятельности Регулярные мероприятия Кратковременные мероприятия Концерты, тематические выставки, беседы, выставки творческих работ, Духовнопросмотр фильмов, рисование, проектная нравственное деятельность, экскурсии в театры и музеи, конкурсы Кружки, художественные Беседы, экскурсии, посещение студии и иные студии, Социальное концертов, выставок, театров, творческие спортивные клубы и секции; проекты, выставки рисунков и поделок Краеведческая работа, школьные научные сообщества, Интеллектуальные игры, квесты, поисковые и научные викторины, диспуты, проектная и Общеинтеллекисследования; исследовательская деятельность, туальное предметные недели, конкурсы, олимпиады, Общественно-полезные научно-практические конференции. практики, военноБеседы, экскурсии, посещение Общекультурное патриотические объединения. концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки рисунков и поделки Экскурсии, физкультминутки. Спортивнотематические учения, занятия на свежем оздоровительное воздухе и в спортивном зале, беседы, соревнования, подвижные игры. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (письмо Минобрнауки РФ от 18.08.2017 г № 091672). Формы в плане отличаются от урочных и предусматривают активность и самостоятельность обучающихся сочетать индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. Для проведения во 2-4-х классах кружка «Украинский язык» сформированы сводные группы из учащихся 2-А и 2-Б,3-А и 3-Б, 4-А и 4-Б классов, поэтому данные кружки проводятся по 1 часу в неделю. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе согласно выбору участников образовательных отношений. Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности не проводится. Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством педагогических кадров, дидактическим материалом, литературой, мультимедийными учебными материалами. 6 План внеурочной деятельности для уровня НОО для 2-4-х классов (недельный) Направления развития личности Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Социальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Название рабочей программы Количество часов в неделю Форма проведения «Разговоры о важном» Час общения 2-А 1 «Крымоведение» Кружок 1 1 1 1 1 1 «Основы функциональной грамотности» «Финансовая грамотность» Метапредметный кружок Кружок 1 1 1 1 1 1 - - - - 1 1 «Украинский язык» Кружок «Путешествие в мир профессий» «Безопасное детство» Игровой клуб 1 1 1 1 1 1 Игровой клуб 1 1 1 1 1 1 «Весѐлые нотки» Кружок 1 1 1 1 1 1 «Волшебная палитра» Кружок 1 1 1 1 1 1 «Ритмика» Секция 1 1 1 1 1 1 8,5 8,5 8,5 8,5 9,5 9,5 ИТОГО: 2-Б 1 3-А 1 3-Б 1 4-А 1 4-Б 1 1 1 1 53 ч. 7 План внеурочной деятельности для уровня НОО для 2-4-х классов (годовой) Направления развития личности Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Социальное Название рабочей программы Количество часов в неделю Форма проведения 2-А 2-Б 3-А 3-Б 4-А 4-Б «Разговоры о важном» Час общения 34 34 34 34 34 34 «Крымоведение» «Основы функциональной грамотности» «Финансовая грамотность» Кружок Метапредметный кружок Кружок 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 - - - - 34 34 «Украинский язык» «Путешествие в мир профессий» «Безопасное детство» Кружок Игровой клуб 34 34 34 34 34 34 Игровой клуб 34 34 34 34 34 34 «Весѐлые нотки» Кружок 34 34 34 34 34 34 «Волшебная палитра» Кружок 34 34 34 34 34 34 «Ритмика» Секция 34 34 34 34 34 34 289 289 289 289 1802ч. 323 323 34 34 34 Общекультурное Спортивно-оздоровительное ИТОГО (при 34 учебных неделях):