РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «Сакская гимназия им.Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» (протокол от 30.08.2022 №10) УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Сакская гимназия им.Героя Советского Союза Г.Д.Завгороднего» от 31.08.2022 № 367 Положение о внутришкольной системе профилактики учебной неуспешности обучающихся 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о внутришкольной системе профилактики учебной неуспешности обучающихся (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом о 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) (ст. 43), закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 4, п.1), Уставом образовательного учреждения (далее - Гимназия), локальными актами, и регламентирует деятельность педагогического коллектива с неуспевающими обучающимися и их родителями (законными представителями). 1.2 Положение принимается с целью: • повышения качества обучения отдельных обучающихся и деятельности Гимназии в целом; • защиты прав обучающихся; • создания благоприятного климата в Гимназии. 1.3. Основные направления и виды деятельности: • выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся; • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся. 1.4.Основные понятия настоящего Положения: Слабоуспевающий - это обучающийся, который показал в течение учебного периода низкое качество подготовки к предмету (предметам), имеющий более трех-четырех неудовлетворительных текущих отметок по предмету (нескольким предметам) в течение учебного периода, ликвидирующий их и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Неуспевающий - это обучающийся, который показал в течение учебного периода низкий уровень и низкое качество подготовки по предмету (предметам), имеющий более трех-четырех неудовлетворительных текущих отметок по предмету (нескольким предметам) в течение учебного периода, ликвидирующий их и успешно прошедший промежуточную аттестацию. 2. Цели и задачи работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися 2.1. Принятие комплексных мер, направленных на повышение уровня освоения образовательных программ и качества знаний обучающихся. 2.2. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, выявление причин их отставания в учебе и слабой мотивации. 2.3. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников. 2.4. Реализация индивидуального, разноуровнего, вариативного обучения. 2.5. Повышение ответственности родителей (законных представителей) за обучение детей в 1 соответствии с законодательством. 3. Система мер по совершенствованию образовательного процесса по предупреждению неуспеваемости обучающихся 3.1. Профилактика неуспеваемости на уроке: 3.1.1. Специальный контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения. Тщательный анализ и систематизация ошибок, допускаемых учениками в устных ответах, письменных работах; выявление типичных для класса ошибок и концентрация внимания на их устранении. Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Обобщение итогов усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявление причин отставания по окончанию изучения темы или раздела. 3.1.2. Обязательная проверка в ходе урока степени понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечение разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать учебный материал. 3.1.3. Подбор заданий для самостоятельной работы по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включение в содержание самостоятельной работы заданий по устранению ошибок, допущенных при устных ответах и в письменных работах. Четкий инструктаж о порядке выполнения письменных самостоятельных работ. Обучение самопроверке и самоконтролю. 3.1.4. Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного. Концентрация внимания обучающихся на наиболее существенных элементах, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении домашнего задания. Четкий инструктаж обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласование объема домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся. 3.2. Помощь неуспевающему обучающемуся на уроке: 3.2.1. Создание атмосферы доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, увеличение времени для подготовки ответа у доски. Предложение обучающимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 3.2.2. Стимулирование отметкой, подбадриванием, похвалой. 3.2.3. Применение мер поддержки, интереса к слабоуспевающим и неуспевающим обучающимся при помощи вопросов, выясняющих степень понимания ими учебного материала. 3.2.4. Привлечение слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. 3.2.5. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. 3.2.6. Разбивка заданий на группы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, требования к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. 3.2.7. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. 2 4. Алгоритм деятельности учителя со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися и их родителями (законными представителями) 4.1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. 4.2. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя отметки своевременно, не допуская скопления отметок в конце учебного периода, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. 4.3. Комментировать отметку обучающегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем). 4.4. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за знаниями, умениями, навыками и универсальными учебными действиями. 4.5.Определить время, за которое слабоуспевающий и неуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию. 4.6. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей (законных представителей) ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (три и более неудовлетворительных отметки - «2»). 4.7. Не снижать отметку обучающемуся за плохое поведение на уроке, использовать другие методы воздействия. 4.8. Организовать дополнительные внеурочные консультации по предмету для обучающегося и его родителей в случае, если: • обучающийся не пропускал уроков без уважительной причины; • обучающийся регулярно самостоятельно выполняет домашние задания; • обучающийся не нарушает дисциплину на уроке и не отказывается работать; • родители обучающегося сотрудничают с учителем в течение учебного периода по вопросу улучшения качества знаний. 4.9. При выполнении п. 4.1.-4.8 и отсутствии положительного результата доложить администрации Гимназии о низкой успеваемости обучающегося для принятия дальнейшего решения директором Гимназии. 5. Алгоритм деятельности классного руководителя 5.1. Выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при • • • • • • • • • необходимости обращаясь к педагогу-психологу, учитывая, что к возможным причинам можно отнести: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине); недостаточную домашнюю подготовку; низкие способности; нежелание учиться; недостаточную работу на уроке; необъективность выставления отметок на уроке; большой объем домашнего задания; высокий уровень сложности материала; другие причины. 5.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная). 5.2.1. Уважительными причинами считаются: • болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской (на срок не более 1 -го дня) 3 от родителей; • мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие; • освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя, или по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей на имя директора Гимназии). 5.2.2. Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия обучающегося. 5.2.3. Немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в электронном дневнике или через сообщение родителям (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, через совет профилактики (если прогулы систематические). В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке провести профилактическую работу с родителями (законными представителями) ученика, обращаясь за помощью к педагогу-психологу. В случае уклонения родителей от своих обязанностей известить о неуспеваемости обучающегося заместителя директора по учебновоспитательной работе. 5.3. 5.4. В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего задания обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к директору Гимназии, заместителю директора по учебновоспитательной работе, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам. 5.5. Организовать помощь слабоуспевающим и неуспевающим обучающимся со стороны актива класса. 5.6. В случае выполнения п. 5.1.-5.5. и отсутствия положительного результата сообщить о неуспевающем обучающемся администрации Гимназии, предоставив ходатайство о проведении совета профилактики. 6. Обязанности и права обучающихся 6.1. Обучающийся обязан регулярно выполнять домашнее задание по различным учебным дисциплинам, своевременно представлять учителю на проверку письменные домашние задания. 6.2. Обучающийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке. 6.3. Обучающийся, пропустивший учебные занятия по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал. 6.4. В случае затруднения Обучающийся имеет право обратиться к учителю за консультацией как во время урока, так и во внеурочное время. 7. Обязанности и права родителей. 7.1. Родители обязаны явиться в Гимназию по требованию учителя-предметника, классного руководителя или администрации Гимназии. 7.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учащимся и его регулярное посещение Гимназии. 7.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия 4 ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам. 7.4. Родители берут полную ответственность за освоение пропущенного программного материала, за пропуски обучающихся с формулировкой «по семейным обстоятельствам». 7.5. Родители обязаны исключить требования разовых заданий у учителя-предметника с целью улучшения отметки за учебный период. 7.6. Родители имеют право посещать уроки, по которым обучающийся не успевает, т.е. имеет неудовлетворительные отметки. 7.7. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации Гимназии. 7.8. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на обучающегося и его родителей (законных представителей) в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 8. Функции администрации Гимназии 8.1. Директор Гимназии: 8.1.1. Осуществляет постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости. 8.1.2. Обеспечивает единство действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников. 8.1.3. Координирует действия педагогов с родителями и общественностью по месту жительства детей. 8.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: 8.2.1. Пишет аналитическую справку по итогам учебных достижений обучающихся. 8.2.2. Осуществляет контроль за работой с неуспевающими обучающимися. 8.2.3. Обобщает передовой опыт работы по предупреждению неуспеваемости учителейпредметников с его широким обсуждением на педагогических советах. 8.2.4. Включает в тематику педагогических советов вопросы, связанные с предупреждением неуспеваемости обучающихся. 8.2.5. Анализирует результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 8.3. Заместитель директора по воспитательной работе и педагог-психолог организуют проведение советов профилактики. Деятельность педагогического совета, совета профилактики 9.1. Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на неуспевающего обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям. 9. 9.2. Педагогический совет принимает решение о переводе неуспевающего обучающегося в следующий класс с академической задолженностью, которую необходимо будет ликвидировать в соответствии с действующим законодательством. 10. Данное Положение принято на неограниченный срок и может быть заменено на актуальную версию в случае необходимости. 5